назад к списку статей
За что платят экспортеры продукции военного назначения?

В соответствии с действующими на сегодняшний день нормативно-правовыми актами для осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения (ПВН) организации – заявителю необходимо получить Лицензию Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству РФ (ФСВТС) на вывоз ПВН. Лицензия на вывоз ПВН является необходимым условием для таможенного оформления и проведения таможенного контроля ПВН.
В соответствии с Указом Президента РФ от 10.09.2005 г. № 1062 для получения Лицензии необходимо представить в ФСВТС, в том числе, документы, подтверждающее урегулирование с Федеральной службой по интеллектуальной собственности – ФГБУ «ФАПРИД» вопросов правовой защиты интересов государства в процессе передачи иностранным заказчикам и использования ими результатов НИОКР военного назначения, которые содержатся в предусмотренной для передачи ПВН,  права на которые принадлежат РФ.
Документом, подтверждающим урегулирование вопросов правовой защиты государственных интересов, является Заключение, выдаваемое  Федеральной службой по интеллектуальной собственности  в соответствии с Приказом Минюста РФ от 26.12.2002 г. № 355 «Об утверждении порядка представления и рассмотрения документов в Минюсте РФ для урегулирования вопросов правовой защиты государственных интересов при экспорте продукции военного назначения, содержащей результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат РФ».
От лица Федеральной службы по интеллектуальной собственности РФ полномочия по правовой защите интересов государства в процессе передачи иностранным заказчикам и использования ими результатов НИОКР военного, двойного и специального назначения, которые содержатся в предусмотренной для передачи продукции военного, двойного и специального назначения и права на которые принадлежат РФ, осуществляет ФГБУ «ФАПРИД», являющееся юридическим лицом, входящим в структуру ФСИС РФ согласно  Постановления Правительства РФ от 21.03.2012 г.         № 218 «Об утверждении Положения о федеральной службе по интеллектуальной собственности».
ФГБУ «ФАПРИД»  в целях урегулирования  вопросов правовой зашиты интересов государства  предлагает экспортеру продукции военного назначения к заключению Лицензионный договор на предоставление права  использования результатов интеллектуальной деятельности (далее – РИД)  и соглашение о конфиденциальности.
Порядок расчета размера лицензионного платежа, предусмотренного Лицензионным договором, определяется в настоящее время Приказом Министерства юстиции РФ № 72 от 21.03.2008 г. «Об утверждении порядка взимания платежей в соответствии с лицензионными договорами, заключаемыми при вовлечении в гражданско-правовой оборот результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, и их предельных размеров».

На размер лицензионного платежа влияют следующие составляющие:

  •  размер общей выручки лицензиата, в интересах получения которой заключается Лицензионный договор (цена контракта, договора или др.);
  • непроизводственные расходы, которые включают в себя транспортные, экспедиторские затраты, затраты, связанные со страхованием, выплатой процентов  по кредитам, оплатой работ, связанных с анализом рынка, и другие документально подтвержденные лицензиатом расходы;
  • данные о доле государства в правах на результаты интеллектуальной деятельности, которые представляются лицензиатом с последующей экспертизой по их выявлению, проводимой ФГБУ «ФАПРИД»;
  •  предельный  размер  платежа в процентном выражении, который определяется по виду продукции  и указан в Приложении  к Приказу Минюста РФ № 72 от 21.03.2008 г.

Важно отметить, что в Лицензионном договоре экспортеру продукции военного назначения предоставляется право на использование результатов интеллектуальной деятельности, под которыми подразумевается технические решения, технологические приемы и способы, полученные в ходе проведения определенной научно-исследовательской, опытно-конструкторской и технологической работы (далее- НИОКР и ТР), и которые содержатся в конструкторской, технологической и другой нормативно-технической документации, права на которые принадлежат РФ. В соответствии с п. 6 ст. 1235 ГК РФ  Лицензионным договором должен предусматриваться предмет договора путем указания на РИД, право использования которых предоставляется по договору с указанием в соответствующих случаях номера и даты выдачи документа, удостоверяющего исключительное право на такой результат или на такое средство. Однако ФГБУ «ФАПРИД» при заключении Лицензионного договора не предоставляет  экспортеру продукции военного назначения перечня технических решений, технологических приемов и способов, которые содержатся в конструкторской, технологической и другой нормативно-технической документации, права на которые принадлежат РФ. Таким образом, положениями Лицензионного договора не определен  предмет договора, в виде конкретных, выявленных на преддоговорной стадии РИД, права на которые принадлежат РФ и право  использования которых предоставляется в рамках Лицензионного договора. 
В связи с этим возникает вопрос – за что и в каком размере экспортеры продукции военного назначения должны заплатить, если предмет Лицензионного договора не определен. Это первая и самая существенная проблема, с которой сталкиваются экспортеры ПВН при урегулировании взаимоотношений с ФГБУ «ФАПРИД».
Уплата лицензионного платежа от общей выручки лицензиата (экспортера продукции военного назначения) является неправомерной, так как не связана напрямую со стоимостью РИД, право на использование которых предоставляется по Лицензионному договору.
Итак, экспортерам продукции военного назначения предлагается уплатить в доход государства РФ очень заметный для бюджетов предприятий-поставщиков платеж без четкого определения того, за что этот платеж должен быть осуществлен. Обязанность по предоставлению информации и конкретного перечня РИД, в отношении которых предоставляется право на использование и  которые принадлежат РФ, лежит на ФГБУ «ФАПРИД», которое от имени РФ осуществляет распоряжение  этими правами. На сегодняшний день экспортерам продукции военного назначения  вышеуказанная информация не предоставляется.
В последних выступлениях руководителей Российской Федерации постоянно подчеркивается, что государству чрезвычайно важно оценить тот интеллектуальный капитал, которым оно владеет,  и понимать не только какие конкретные РИД ему принадлежат, но и сколько они стоят. Без этого невозможно оценить реальную себестоимость ПВН, поставляемой на экспорт, и быть конкурентоспособным игроком на современном рынке вооружений! На сегодняшний день, такая работа в РФ не определена или  находится на начальной стадии.
Все положения настоящего доклада свидетельствуют о недостаточном правовом урегулировании вопросов использования РИД и проблемах, возникающих у экспортеров продукции военного, двойного и специального назначения при урегулировании вопросов правовой защиты интересов государства в процессе передачи иностранным заказчикам и использования ими результатов НИОКР и ТР  военного назначения, которые содержатся в предусмотренной для передачи ПВН,  права на которые принадлежат РФ.


Для решения указанных проблем, предлагается организовать и последовательно провести следующие мероприятия:

  •  разработать механизм четкого нормативно-правового регулирования и регламент взаимодействия между экспортерами продукции военного, двойного и специального  назначения и органами государственной власти РФ, участвующими в процессе передачи иностранным заказчикам и использования ими результатов НИОКР и ТР военного назначения, которые содержатся в предусмотренной для передачи ПВН, права на которые принадлежат РФ;
  •  установить порядок определения доли государства в правах на РИД, как одной из составляющей, влияющей на размер лицензионного платежа;
  •  определить порядок проведения последующей экспертизы по выявлению РИД, проводимой ФГБУ «ФАПРИД» (состав работ, сроки, возмездность/безвозмездность и т.п.).

Осуществление мер, связанных с правовой регламентацией вопросов использования РИД при экспорте продукции военного назначения, позволит: 

  •  предотвратить затягивание или срыв процедуры оформления и исполнения экспортной сделки, связанных, в том числе, с получением лицензии на ввоз/вывоз продукции военного назначения и согласования размера или уточнения размера лицензионного платежа за использование РИД, права на которые принадлежат РФ;
  •  снизить риски предъявления претензий к экспортерам продукции военного назначения, связанных с использованием РИД при поставках продукции военного назначения;
  •  исключить необоснованные отчисления (в размере до 6% в зависимости от вида продукции) из экспортной выручки за использование РИД, права на которые принадлежат РФ.

К разработке состава указанных мероприятий предлагается привлечь не только соответствующие федеральные структуры, но и представителей ведущих государственных корпораций, предприятий, а также независимых юридических компаний, участвующих в формировании и сопровождении процесса экспорта отечественных вооружений.

Вероника Рябкова

Директор департамента управления интеллектуальной собственностью